Среди всеми любимых композиторов Антонио Вивальди держит пальму первенства не одно десятилетие. Почему именно он стал самым любимым из множества просто любимых композиторов?Известные дирижёры взирают на музыку Вивальди свысока. Они причисляют её к разряду поп-музыки. Зато приверженцы лёгких жанров, считающие классическую музыку скучной, делают исключение для Вивальди. Его музыка звучит сегодня везде: в филармонических залах, в домашней обстановке, по радио, по телевидению. Его музыку разрывают на части и небольшие фрагменты и используют для сопровождения программ новостей, показов мод и промышленных выставок. Музыкой Вивальди увлечены все. И это увлечение неподдельное и искреннее.Неужели произведения других гениев менее совершенны и не заслуживают нашего внимания? Конечно, нет.Просто в сочиненях Вивальди любовь мастера к музыке и его любовь к публике достигли равновесия. Любой композитор хочет быть понятным своей аудиторией. И, желательно, ещё при жизни. В истории классической музыки Вивальди первому довелось открыть секреты популярности. Он первым нашёл путь к сердцу каждого человека, независимо от возраста, образования и социальной принадлежности.
Итак, СЕКРЕТ ПЕРВЫЙ — БУДЬ ПОНЯТНЫМ!
Что на языке музыки означает: «Пользуйся прямыми жизненными ассоциациями — бытовыми жанрами».Человек эгоистичен. Его мысли и желания сосредоточены на нём самом, обо всём он судит с высоты собственного полёта. Снисходительность к своей персоне заставляет примерять на себя всё, с чем он сталкивается. Не потому ли таким успехом пользуются мелодрамы? Нам очень легко вообразить себя обманутыми, оскорблёнными в наших чувствах. И мы не можем отказать себе в удовольствии пожалеть самих себя…Нам нравится то, что можно связать с жизненными ситуациями. Кто же не любит попеть, потанцевать, сыграть что-нибудь на гитаре или пианино? Кто удержался бы от желания пуститься в пляс под звуки деревенского оркестра и не начал бы шагать вместе с трубами и барабанами?Вивальди широко использует бытовые жанры — ритмы карнавалов и праздников, народные танцы, популярные мотивы опер. Это отличает его музыку от академического стиля и вызывает у публики радостное оживление и атмосферу вечного праздника.
СЕКРЕТ ВТОРОЙ — БЫСТРЫЕ ТЕМПЫ!
«Публике никогда не покажется, что пассажей и фиоритур в твоей музыке слишком много!»Человеческая натура противоречива. Наряду с тем, что есть в действительности, мы хотели бы видеть и слышать нечто исключительное — украшающее и возвышающее нас. Публика любит всё преувеличенное, на что порой не способна сама: безумную любовь, бесстрашные подвиги, опасные приключения. Супермены и роковые красавицы не сходят со страниц романов и с киноэкрана. Читатель или зритель как будто впитывает в себя энергию и волю, присущие этим героям, сливаясь с ними в своём воображении.То же происходит и в музыке. У большинства людей нет той удали и задора, напора и силы, которые излучает быстрая, ритмичная музыка. Слушая её, мы будто стряхиваем с себя лень и вялость, становимся бодрее. Человек подсознательно склоняется к быстрым темпам, видит в них источник энергии.Вивальди сразу отдал пальму первенства быстрой музыке. Он наполнил свои сочинения виртуозными фигурами, волевыми и увлекающими ритмами, сложными и эффектными пассажами. Слушатель просто замирал от восхищения, думая: «Пусть мне это не дано, но ведь такое всё — таки возможно!» И душа его преисполнялась гордости.
СЕКРЕТ ТРЕТИЙ — ПОВТОРНОСТЬ И КОНТРАСТ!
«Найди гармоничное сочетание повторности и контрастов. Назойливость и разбросанность одинаково вредны!» Человек капризен. Его внимание быстро рассеивается. Ему надо всё время переключаться на что-то новое. Однако при этом человеку свойственен консерватизм. У него есть любимые блюда. Всю жизнь он может придерживаться одних и тех же привычек. «Охота к перемене мест» легко уживается в нём с тягой к «родному гнезду». Желая одновременно и разнообразие, и постоянство, публика ждёт того же и от музыки. Понятно, что эти противоречащие друг другу требования выполнить очень трудно. Но Вивальди и здесь нашёл выход. Он взял за основу способ музыкального движения, который сочетал в себе одновременно повторность и изменчивость. Это была всего лишь секвенция. Хорошая секвенция может придать развитию необычайный динамизм и вместе с тем высшую естественность. Но самым удачным открытием Вивальди стал ритурнель. Ритурнель (главная тема) неоднократно повторяется и чередуется с другими эпизодами концерта. Ритурнель всегда узнаваем, а эпизоды могут контрастно оттенять его. Таким образом, музыкальная форма получается ясная, простая, построенная на чередовании одной темы с несколькими другими. Такая форма будет казаться вечно обновляющейся и одновременно постоянной. Контраст и повторение — лучшего и желать нельзя!
СЕКРЕТ ЧЕТВЁРТЫЙ — РИТМИЧНЫЕ МОТИВЫ!
«В быстром движении умей находить короткие ритмичные мотивы и сочетать их друг с другом.» Прочитав книгу или посмотрев фильм, мы можем пересказать хотя бы сюжет. Побывав на выставке, мы можем мысленно увидеть хотя бы одну — две картины. Но после симфонического концерта или оперного спектакля голова наша совершенно пуста. Мы не можем воспроизвести ни одной мелодии, если эти произведения слышали впервые. Вивальди понял, что наша память должна зацепить нечто такое, что будет представлять произведение в душе слушателя. Это должны быть короткие мотивы и фразы. Несложные, но яркие. Их ритмика должна быть индивидуальна и очень заразительна. Эти мотивы можно будет легко пропеть. Они должны быть невелики по объёму и запоминаемы. Из таких мотивов складываются все быстрые мелодии Вивальди.Давайте сделаем выводы.Музыка Антонио Вивальди создана для радости и удовольствия. В ней есть все музыкальные соблазны : — её содержание связано с бытовыми жанрами,- она в изобилии насыщена виртуозной моторикой,- она построена на повторах и контрастах одновременно,- она состоит из коротких, ритмизованных фраз, которые легко запоминаются.Поэтому, следование своим правилам делает Вивальди создателем нового, популярного и общепринятого музыкального стиля. Его сочинения стали своего рода шлягерами и завоевали миллионы почитателей. Здесь я хочу обратиться к своим коллегам, музыкантам — исполнителям. Мы тоже можем многому научиться у итальянского маэстро. Всякий музыкант, кто хочет говорить не с избранными, а со многими, должен пользоваться его секретами. Они не устарели и поныне. Дорога к сердцу слушателя всегда была и будет одной и той же. Нужно планировать свои выступления по этим правилам, учитывая потребности публики. Играть то, что нравится людям, а не нам самим. Конечно, это не значит, что музыка более сложная хуже. Но, к сожалению, познакомиться с творениями Брукнера и Веберна смогут или, вернее, захотят не все. Так, давайте, исполнять такую музыку, которая оставаясь серьёзной, будет понятна каждому.
Автор статьи: Одайя Вельц
Источник: https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=4034457746578556&id=100000431110288