Лейпцигская церковь Святого Фомы или Томаскирхе (нем. Thomaskirche) известна во всём мире в первую очередь тем, что в XVIII веке её кантором, руководителем церковного хора мальчиков, был сам Иоганн Себастьян Бах. Он служил в этой должности 27 лет и многие из его музыкальных шедевров впервые прозвучали под сводами этого собора. Но не всем известно, что до великого Баха тот же пост занимал его тёзка — Иоганн Кунау. Он хоть и не вошёл в историю как великий композитор, но всё же был превосходным музыкантом, а также очень образованным и остроумным человеком. К тому же, он проявил себя как талантливый литератор.
Иоганн Кунау родился в 1660 году в саксонском городке Гайзинг. Глава семьи был плотником, однако четверо его сыновей предпочли свой путь. Они стали музыкантами. Самый талантливый из них, Иоганн, занимался музыкой с детских лет, а когда подрос, отправился в Лейпциг, где поступил в университет, который и окончил с дипломом юриста. Тема его диссертации объединила две профессии. Она была посвящена правовому положению музыкантов. Некоторое время Иоганн Кунау успешно совмещал музыку и юриспруденцию. Он служил органистом в Лейпциге, в церкви Святого Фомы, и при этом находил время, чтобы участвовать в судебных процессах, а кроме того, отдавал много сил штудируя математику, изучая различные языки как современный, так и древний, в том числе иврит и греческий.
В 1701 году, получив назначение на ответственную должность кантора Томас Кирхи и музыкального директора лейпцигского университета, 41-летний Иоганн Кунау полностью оставил юридическую практику. В обязанности кантора, помимо руководства хором, входило сочинение музыки для богослужений.
Многие произведения Кунау оказались утрачены. Одна из рождественских кантат, автором которой долгое время считался Иоганн Себастьян Бах, по мнению некоторых музыковедов, могла быть написана Иоганном Кунау.
Наибольшую славу Кунау принесли его трактаты по теории музыки, а также произведения для клавесина. Композитор не ограничился привычными для того времени музыкальными формами, такими как Прелюдия и Фуга, Токката, Сюита или Партита. Он стал одним из первооткрывателей жанра «клавишные сонаты».
Один из сборников Кунау носит название «Свежие клавирные плоды или семь клавирных сонат хорошего изобретения и в хорошей манере». В предисловии композитор сравнивал свои сочинения с дарами природы. По утверждению самого Кунау, работал он легко и с удовольствием. Кунау выражал надежду, что своими сонатами удовлетворил аппетит любителей музыки, но опасаясь критики, предупреждал:
Самым популярным сочиняем Кунау стала «Музыкальное представление некоторых библейских историй в шести сонатах», исполняемых на клавире, которые кратко именуют «Библейскими сонатами». Написанные нарочито просто, они являлись своего рода музыкальными иллюстрациями фрагментов Ветхого Завета. Это сочинение Кунау стало одним из первых опытов инструментальной программной музыки на религиозные сюжеты. Перед слушателями предстают образы ветхозаветных героев: Царя Саула, Иакова, Давида и Голиафа. Каждую из своих библейских сонат Кунау проводил подробнейшим комментарием, в котором не только пересказал ее программу, но и поделился философскими и научными рассуждениями, а также пояснил какими музыкальными средствами смог передать те или иные картины и эффекты.
Кунау был большим любителем различных математических задач и головоломок. Одну из них он предложил публике в издании своих библейских сонат. Читатели должны были разгадать, составленную композитором, хитроумную задачу, чтобы прочитать имя одного из его коллег, необычного и восхитительного, по словам Кунау, Агостино Стеффани, итальянского композитора, теоретика музыки и дипломата:
Иоганн Кунау проявил себя как превосходный литератор. Большим успехом у читателей пользовался его плутовской роман «Музыкальный шарлатан», в котором главный герой пройдоха Корафа выдаёт себя за виртуоза и композитора из Италии. В этом романе Кунау высмеивал преклонение немцев перед итальянской музыкой.
Иоганн Кунау умер в 1722 году. После его смерти перед магистратом Лейпцига встал непростой вопрос — как найти достойную замену столь выдающемуся музыканту. Прекрасное решение этой задачи удалось отыскать через год. Место кантора церкви Святого Фомы занял великий Иоганн Себастьян Бах.
Источник: Альманах по истории музыкальной культуры «Абсолютный слух»