Сегодня Воскресенье, 29th Ноябрь 2020
THECELLIST.RU

Sheet Music for Cello

Музыка и математика – “Близнецы-Братья”. 3 доказательства.

Музыка и математика – “Близнецы-Братья”. 3 доказательства.
5
(9)

Всем ясно, что у детей, занимающихся музыкой, разнообразные творческие процессы протекают более гладко, чем у других. Но, давайте поговорим о волнующей всех родителей математике. Это – ведущая школьная дисциплина, обязательная составляющая ЕГЭ и опора всякой научной деятельности.
Оказывается и здесь музыка приходит на помощь пытающимся освоить математические навыки. Известен такой факт, что среди любителей музыки очень велика доля учёных: математиков, физиков, изобретателей. Почему?

Музыка и математика – “близнецы-братья”.
Итак, наши доказательства:

1️⃣. Первое – Музыка как и математика – субстанция абстрактная. Подобно математике музыка не имеет прямых аналогов в окружающем мире. Она не относится ни к чему вне человека и является его абсолютным и полным созданием. Пение птиц и шум волн можно взять в скобки, так как доля изобразительной музыки чрезвычайно мала. Сопоставления величин, пропорции и отношения элементов формируют и музыку и математику. И здесь и там есть иерархия, когда один аспект является частью другого, более высокого порядка. При этом один ряд, связанных между собою величин, чисел, фигур, мотивов или фраз встраивается как часть в другой ряд более крупных величин, чисел, фигур, мотивов или фраз.

2️⃣. Второе – И музыка и математика построены на пространственных отношениях. На них основана целая наука внутри математики – геометрия. Благодаря им архитектуру в течение столетий привыкли называть “застывшей музыкой”. И музыка и архитектура – это совокупность организованных частей и разделов, где значительную роль играет симметрия. Занимаясь музыкой, человек тренирует своё пространственное мышление. Он организует движение своих рук по клавиатуре рояля, по грифу струнных инструментов, нажимает на клапаны духовых, двигает смычком по струнам. Совершая все эти действия, ребёнок развивает свое пространственное мышление. Более того, изучая нотную грамоту и пользуясь нотной записью, он делает то же самое. Его взгляд начинает движение с левого верхнего угла нотного стана, доходит до конца листа и переносится в правый верхний угол. В это время двигательный эквивалент нотного текста является на свет, давая жизнь звучанию. Музыкант считывает пространственный образ, представленный точками, палочками, хвостиками и обращает их в движения рук, рождающие звуковые образы. Даже дирижёрские жесты, побуждающие играть нотный текст определенным образом, те же самые пространственные узоры, обращаемые в звук. Как же активно должно развиваться пространственное мышление у учащихся музыке, если оно задействовано везде и всегда. Будь то игра соло или в ансамбле, игра по нотам или по слуху, черновое разучивание или концертное исполнение. И рядом с пространственным мышлением незаметно развиваются математические способности. Для этого используются те же интеллектуальные ресурсы, сходные навыки, аналогичные мыслительные операции. При одном весьма приятном условии – чтобы развивать пространственные представления, музыканту не нужно решать задачи, морща лоб. Он музицирует, творит, наслаждается искусством, пока его мозг совершает столь ценную, но не обременительный работу.

3️⃣. Третье – Ещё один важнейший элемент, на котором строится родство музыки и и математики, – это трансформация и производность. Когда из одних выражений и цепочек элементов, последовательно и логично, рождаются другие выражения и цепочки элементов, прямо вытекающие из прежних. В математике и музыке связи и отношения рождаются из предписанных закономерностей и систем, отражая и воплощая эти закономерности. То есть, всё последующее вытекает из предыдущего, являет собою его трансформацию по определенным правилам. Поэтому алгебраическое и музыкальное мышление очень близки. И там и тут сказанное опирается на определённые правила. Все выражения составлены в соответствии с этими правилами. Каждая последовательность соотнесена с правилами, заданными в рамках именно этой последовательности. Так проявляется справедливый и для математики и для музыки закон производности, исключающий явления описанные известной пословицей “в огороде бузина, а в Киеве – дядька”. Например, если в музыкальное выражение баховского типа закралось бы что-то прокофьевское, то даже неискушённый слушатель заметил бы столь явное нарушение. То же и в математике: если бы уравнения из теории игр были бы “замусоренны” уравнениями из теории множеств, то всякий изучающий математику обнаружил бы подобное несоответствие.
И вновь, как и в случае с пространственным мышлением, алгебраическое мышление, то есть понимание отношений, построенных на трансформации и производности, возникает в ходе музыкальных занятий. И возникает спонтанно и естественно, без решения специальных уравнений и умственного напряжения.

Если кому-то наши рассуждения показались сложными, то поверьте, на практике – всё очень просто. Попробуйте построить мажорную и минорную гамму, посчитать, из скольких звуков состоит каждый интервал, разложить крупные длительности на более мелкие, – и Вы уже начали освоение “царицы всех наук” – математики!

Автор статьи: Одайя Вельц

Источник: https://www.facebook.com/hodayaweltz/posts/3804375876253412

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 9

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

admin

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *