Сегодня Вторник, 20th Октябрь 2020
THECELLIST.RU

Sheet Music for Cello

3 мифа о музыке.

3 мифа о музыке.
5
(3)

Все мы с ностальгией вспоминаем недавнее прошлое. Идеалистическая картина – стайка взволнованных девочек с бантами и ещё более взволнованных бабушек под окнами музыкальной школы. “Примут – не примут?!” – волнуются они. “Удастся ли поступить на фортепиано, ведь конкурс очень большой. Если нет, то придётся идти на скрипку или на виолончель…”
Подобные воспоминания уже успели превратиться в сладкий сон, уступивший место суровой действительности. Во многих музыкальных школах о конкурсе забыли думать, с трудом выполняя план. Приглашают всех желающих. Стремление родителей отдать девочек и даже некоторых мальчиков на музыку уступило место другим не менее благородным намерениям обучить их балету, фехтованию, гимнастике, фигурному катанию и английскому языку.
“Зачем моей дочери Ваша музыка?” – то и дело слышишь из уст прагматичных мам. “Если отдать её на хореографию – так хоть осанка будет хорошая, спорт воспитывает характер, учит преодолевать препятствия и воспринимать неудачи как стимул к дальнейшему росту. Ну, а про английский и спорить нечего! Это – необходимость.”

Я призываю родителей подумать о традициях, которые нехорошо нарушать, о развитии эстетического вкуса и эмоциональной отзывчивости, которые принесёт музыка, об отвлечение от мирских соблазнов улицы, о полезном применении свободного времени и, наконец, о светской привлекательности барышни, играющей на рояле, скрипке или арфе. Даже, на гитаре в конце концов.

В средние века музыка была такой же неотъемлемой частью воспитания и обучения как латынь и точные науки. Спорт и грамматика от такого соседства вовсе не страдали, а напротив только выигрывали.
В Европе и России в 18 и 19 столетии эти старинные традиции горячо поддерживали. Все благородные дамы и кавалеры владели игрой на музыкальных инструментах и пением.

Почему столь большое внимание в образовании дворянской молодежи отдавали искусству? И нельзя ли было за счёт того, чтобы исключить его, усилить внимание к языкам и точным наукам? Ведь и тогда благородные мужи видели продолжение своей карьеры отнюдь не в оркестрах или на оперной сцене, а в армии и на государственной службе. К чему же тогда было терять время, бренча на фортепиано и напевая романсы, когда можно было зубрить спряжения немецких и французских глаголов и решать математические задачи? Педагогика многих веков и тысячелетий настаивала на необходимости гуманитарного и эстетического воспитания для всех, и в особенности для тех, кто станет элитой общества.

В 2006 году с трибуны конгресса ЮНЕСКО прозвучала назревшая мысль: “Искусство – не довесок и не помеха образовательному процессу, а его двигатель, катализатор и локомотив. Без художественного образования всякое иное образование неполно, половинчато и неэффективно”. Обратимся к примеру передовых стран, идущих впереди всей планеты по конкурентоспособности. Например: Финляндия, Япония или Южная Корея. Их успехи напрямую связаны с доступом детей к искусству, которое обеспечивает государство.
В Финляндии на протяжении многих лет налоги направляются на всеобщее музыкальное образование, чтобы каждый мог научиться играть на музыкальном инструменте без удара по семейному бюджету.
В Японии и Южной Корее не только не ограничивают долю искусств в школьной программе, но и усиливают их влияние на подрастающее поколение за счёт множества внеклассных занятий. Репетиции в школьном оркестре или хоре после уроков давно стали нормой в образовании этих стран.
Лиссабонский конгресс сделал вывод о том, что дальновидные государства наращивают свой “человеческий капитал”, умножая и активизируя художественное образование, а недальновидные – преследуют лишь сиюминутную выгоду и урезают долю искусств в школьной программе, не задумываясь о последствиях.

Как же доказать обществу, что без художественного, и прежде всего, музыкального образование как “без воды” – “ни туды и не сюды”?

Самое главное – развеять некоторые популярные мифы, окружающие музыкальные занятия на протяжении многих лет!
Итак, –

💣 МИФ ПЕРВЫЙ
” Музыка лишь отнимает время необходимое для подготовки юного ума к практической жизни. Не лучше ли потратить это время на то, что в последствии будет хлебом насущным?”

Ответ: Музыка вовсе не отнимает время, а напротив сокращает усилия, необходимые для освоения многих земных дел, так как активизирует работу мозга и гармонизует все функции организма.
Доказательством может быть то пристальное внимание, которое в успешных странах, таких как Финляндия, Япония, Южная Корея, посвящается музыкальным занятиям. Результат: первые места финнов и японцев в рейтинге конкурентоспособности всех наций мира.
К этому же относится опыт воспитания элиты во всём мире от Китая до Европы: всегда и везде музыкальное образование было неотъемлемой частью воспитания богатых и образованных.
Сегодня опыт школ с расширенным расширенным музыкально-эстетическим уклоном, где учащиеся наряду с освоением школьной программы поют в хоре, играют в оркестре, говорит об одном: “музыкальные дети” легче осваивают школьную программу и в гораздо большем количестве по сравнению с обычными школами поступают в престижные ВУЗы. И стоит ли говорить о столь возвышенных предметах, когда даже коровы, слушающие классическую музыку увеличивают надои, а плодовые растения активно наращивают урожай, когда их овевают волны музыки Моцарта и Чайковского…

💣 МИФ ВТОРОЙ
” Музыка – тяжкий труд. Чтобы преуспеть в ней, нужно быть “упорным и упрямым”. Иначе вас ждёт провал и разочарование”.

Ответ: музыка вовсе не требует больших усилий. Музицирование –
это развлечение и радость. Каким образом? Здесь сравнении со спортом может быть очень красноречивым. Конечно, чтобы брать олимпийские высоты и бить мировые рекорды нужно чрезвычайно много и преданно тренироваться, жертвуя отдыхом, свободой и прочими увлечениями и радостями. Но такова ли обычная физкультура? Зарядка по утрам, лёгкие пробежки трусцой, катание на лыжах по выходным или игра в футбол с дворовыми мальчишками? Ответ очевиден: лишь серьёзный спорт требует самоотречения и даже предполагает риск, связанный с неизбежными травмами. В то время как физкультура лишь держит в тонусе и не даёт раньше времени стать слабым и дряхлым.
Музыка столь же красноречиво иллюстрирует эту закономерность: лишь серьёзные и профессиональные музыкальные занятия предполагают невероятную преданность делу и отказ от кое-каких привилегий детства. Если же музыкальная карьера не планируется, то и тяжкие труды не стоят на повестке дня. Музицируйте, наслаждайтесь, развлекайтесь и отдыхайте! Ничего иного любительские занятия не предполагают. Ребёнок занимается как хочет и сколько хочет.
А вот чтобы он захотел, чтобы был увлечён и заинтересован… Что ж, это проблема вовсе не его и не его родителей,
а преподавателей и учителей. Их энтузиазм и умение должны зажечь в ребенке любовь любовь к музыке.

💣 МИФ ТРЕТИЙ
” Музыкальные занятия – удел избранных. Для этого нужны особые дарования, которые есть не у всех. Как говорится, только для обладателей тонкого музыкального слуха!”

Ответ: Нет, не нужен хороший музыкальный слух для любительских занятий музыкой. Эти занятия воистину общедоступны и не требуют выдающихся способностей. Разве мы не видели, что у племён, до сих пор живущих родовым строем, музыкальные праздники охватывают буквально всех? Одни солируют, другие подпевают, третьи пританцовывают, но участвуют все. Некоторая музыкальность дана от природы всем. Умение наигрывать несложные мелодии и подтягивать хору не требует хорошего слуха. Более того. Недавно наука выяснила, что помимо всем известного музыкального слуха, который проявляется в пении без фальши, есть и другой слух, который называют выразительным или интонационным. Этот выразительный слух более древний и связан с распознаванием эмоций и настроения, выраженных в музыке. Примерно так же как слух речевой, раскрывающий нам настроение и намерения того, кто общается с нами.
К тому же, слух развивается, и при постоянном соприкосновении с музыкой может придти в рабочее состояние, начав почти с нуля.

Я очень хочу, чтобы занятия музыкой стали неотъемлемой частью жизни наших детей. Да и взрослых тоже. И результат не заставит себя ждать: повысится общий уровень культуры, дети и подростки станут более отзывчивыми и чуткими. Они будут легче вписываться в коллектив. Им будет проще общаться с другими людьми.

Мой призыв для всех –
УЧИТЬСЯ МУЗЫКЕ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БЫТЬ МУЗЫКАНТОМ,
А ЧТОБЫ БЫТЬ ЛУЧШИМ В ЛЮБОЙ ПРОФЕССИИ.

Коллеги-педагоги, а Вы согласны со мной?

Автор статьи: Одайя Вельц

Источник: https://www.facebook.com/hodayaweltz/posts/3703764839647850

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

admin

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X