Сегодня Вторник, 11th Июнь 2024
THECELLIST.RU

Sheet Music for Strings

Пять классических пианистов, играющих джаз.
Июнь 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Пять классических пианистов, играющих джаз.

Пять классических пианистов, играющих джаз.
5
(1)

Классических и джазовых музыкантов чаще всего противопоставляют друг другу. Существует даже исследование, которое показало, что мозг исполнителей этих музыкальных направлений работает по разному, когда они играют одно и тоже произведение. Действительно, классика и джаз предъявляют к музыкантам различные и, казалось бы, несовместимые требования. Тем не менее существуют примеры, когда этот разрыв удавалось преодолеть. В доказательство тому приведем пять историй классических пианистов, проявивших себя в джазе.

  • Люка Дебарг

Французский пианист, лауреат XV конкурса Чайковского в Москве, состоявшегося в 2015 году, Люка Дебарг при исполнении классической музыки нередко находил свое вдохновение в джазе. В его искусстве лишь часть – результат выучки, хотя школу он имеет великолепную, с российскими корнями: учился у Рены Шерешевской, воспитанницы Льва Власенко. Есть и другая сторона, которая обнаружилась сразу же, как только Люка начал заниматься музыкой, и это еще одна легенда о музыканте. Начинал он не с гамм и упражнений, а с игры на слух сложнейших «взрослых» произведений. И воспринимает он музыку в первую очередь не через ноты, а через её внутреннее слышание. И эти особенности во многом коррелируют с искусством джазовых музыкантов.

Известно, что до серьезных занятий классической музыкой Дебарг играл в рок-группе в своей гимназии. В настоящее время музыкант участвует в нескольких парижских джазовых ансамблях. Он нередко сочетает классику и джаз в рамках академических концертов, исполняя собственные импровизации. По его мнению:

“Джазовые импровизации – вообще очень умная музыка. Некоторые считают ее ниже классики, но я думаю иначе. Классическая музыка часто говорит нам о смерти. Джаз — о том, что жизнь сменит смерть, и она прекрасна, хоть и неминуема. Лично мне нравится наблюдать за чередованием гармоний, выстраиванием формы в джазе. Думаю, что он хорошо звучит после Моцарта. Здорово было бы сейчас забыть об этом финале — сыграть или послушать джаз”.

  • Денис Мацуев

Еще в бытность студентом Московской консерватории Денис Мацуев говорил: «Классика для меня на первом месте, джаз на втором, что-то вроде хобби… Джаз не мешает играть классику, даже иногда помогает». Прославленный исполнитель классики не чуждается экспериментов с джазом, причем, применяя его к бронзовым и священным фигурам академического репертуара. Ничего серьезного, просто «Джаз в компании друзей». Так называет свои концерты маэстро.

По словам пианиста, именно импровизация дает ему внутреннее чувство свободы, которое должно присутствовать у любого человека, чем бы он не занимался. А классическому музыканту внутренняя свобода необходима вдвойне. Джазовые концерты для Мацуева — это возможность уйти в головокружительные импровизации и «похулиганить» на сцене, а также в очередной раз показать феноменальное владение роялем. Как не единожды подчеркивали критики, даже в самых сложных произведениях фантастическая артикуляция Мацуева удивительно сочетается с тончайшими нюансами, сокрушающей уверенностью и кристальной чистотой.

В джазовых концертах Мацуева также принимают участие его друзья и постоянные партнеры по сцене: Андрей Иванов (контрабас) и Александр Зингер (ударные) и лауреаты телевизионного конкурса юных талантов «Синяя птица»: Софья Тюрина (саксофон), София Курлович (фортепиано), Матвей Блюмин (скрипка), Даниил Гулевич (ударные).

  • Фрихрих Гульда

“Трудный ребенок концертной эстрады” завоевал свое эксцентричное амплуа во многом благодаря привнесению джазовых элементов в произведения классических композиторов. То он вдруг, во время записи концертов Моцарта, начинал, импровизировать каденции в современном стиле, то давал “смешанные концерты” – одно отделение классика, другое – джаз; элементы джазовой ритмики проступали и в его интерпретации последней бетховенской сонаты или Сонаты до мажор Моцарта.

Многие полагают, что увлечение джазом помогло ему освободиться от излишнего спокойствия, академического холодка в исполнении классики, обогатило его красочную палитру (особенно в интерпретации импрессионистов), придало ему большую артистическую свободу.

Гульда развивал джазовую сферу и вне рамок академических концертов. В 1955 г. он открыл в Вене джаз-клуб «Fatty´s Saloon». Сочинённая им Прелюдия и фуга в джазовой манере записана Китом Эмерсоном (альбом Return of the Manticore), Гульде также принадлежат Вариации на тему The Doors «Light My Fire», два Концерта для фортепиано и джаз-банда и многие другие произведения, сочетающие несколько традиций.

В 1972 г. Гульда гастролировал по Южной Америке вместе с группой «Weather Report», в 1982 г. записал совместный альбом дуэтов-импровизаций «Встреча» с джазовым пианистом Чиком Кориа.

  • Фазиль Сай

Турецкий пианист и композитор Фазиль Сай получил академическое образование. Он учился в Анкарской консерватории у Митхата Фенмена, затем в 1991—1995 годах в Дюссельдорфе и Берлине. Многие произведения Фазиля Сая соединяют академическую традицию с элементами джаза и турецкой народной музыки: так, в частности, на тему «Турецкого рондо» Моцарта Сай написал вариацию в джазовом духе, а в 2006 г. в Вене состоялась премьера его балета «Патара» на тему из фортепианной сонаты Моцарта KV 331 — для сопрано, фортепиано и турецких народных инструментов.

В репертуаре Сая-пианиста важное место занимают произведения Баха и Моцарта, которые могут в концертной программе сочетаться с его собственными сочинениями. Оригинальный жест совершил Сай в 2000 г. записав собственное переложение «Весны священной» Игоря Стравинского для двух фортепиано в собственном исполнении обеих партий.

Сай много выступал дуэтом со скрипачом Максимом Венгеровым — в 2004 г. их концерт состоялся и в Москве. Сольный концерт Сая в Москве в 2006 г. получил высокую оценку российского рецензента, писавшего: «Едва касаясь клавиш, Фазиль Сай словно уносился в иное измерение; в случае с иными артистами „игра лицом“ может раздражать, но здесь она была совершенно естественной, выражая безграничную любовь к исполняемой музыке и полное слияние с ней».

  • Александр Цфасман

Произведения Ференца Листа, Генриха Нейгауза и Дмитрия Шостаковича гармонично уживались с джазовыми мелодиями в творчестве Александра Цфасмана. Еще будучи студентом Московской консерватории, которую музыкант позже окончил с золотой медалью, он создал первый в Москве профессиональный джазовый коллектив — «АМА-джаз». Первое выступление оркестра прошло в 1927 году в Артистическом клубе. Коллектив тут же получил приглашение от одной из самых модных на тот момент площадок — сада «Эрмитаж». В этом же году джаз впервые появился в советском радиоэфире. И именно в исполнении музыкантов Цфасмана.

Хоть Александр Цфасман и занимался джазовым ансамблем, он не оставлял сольную программу, выступал в качестве пианиста и композитора. Вместе с Дмитрием Шостаковичем Цфасман работал над музыкой к фильму-эпопее «Встреча на Эльбе», а затем по просьбе композитора исполнял его музыку к фильму «Незабываемый 1919-й». Он стал и автором джазовой музыки, которая звучала в знаменитом спектакле «Под шорох твоих ресниц» театра кукол Сергея Образцова.

Источник: https://vk.com/music_911?w=wall-99339872_50975

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

admin

Связанные записи

Добавить комментарий