ПРАВОЙ РУКИ ВИОЛОНЧЕЛИСТОВ
Выбор смычка. Самый важный фактор достижения удобства в игре правой рукой — это выбор наиболее подходящего смычка. Конечно, выбор смычка — это очень личный и чувствительный процесс, в котором нужно найти соответствие между исполнителем, инструментов и смычком. Тем не менее, желательно использовать смычок, который наиболее эффективно производит звук, немедленно завладевает струной и производит соответствующее количество звуков в ответ на усилия, производимые исполнителем, но который также хорошо звучит в игре штрихами. На эти качества стоит обратить пристальное внимание для выбора лучшего смычка среди существующих.
Вес и сбалансированность смычка также очень важны для комфортного положения правой руки. Тяжелый смычок больше подходит для романтических пассажей в легато, производя нарастающее по интенсивности звучание; тем не менее, такие преимущества должны быть рассмотрены на ряду с дополнительно требуемой работой исполнителя, требующейся для смены направления смычка, исполнения штрихов и поднятия смычка над струнами.
Сбалансированность смычка — это самое важное, особенно в момент, когда вы отрываете его от струны. Два смычка одинакового веса могут отличаться в балансе, в зависимости от распределения этого веса вдоль них: тот, который весит больше у головки смычка будет ощущаться тяжелее чем тот, который тяжелее в трости. Само понятие сбалансированности для многих исполнителей является уязвимым местом, и стоит всегда помнить о том, что регулировка количества волос на смычке и обмотка могут сменить его сбалансированность.
Регулировка смычка.
Количество волоса на смычке может с легкостью сместить его вес на 1 грамм, но общая длина волоса меняет баланс и ощущение смычка куда сильнее. Если использовать слишком длинный волос, или если в процессе использования волос растянулся, смычок будет чувствоваться более тяжелым в головке, а также менее прочным. Материал, который используется для обмотки смычка, также влияет на вес и сбалансированность. Легкие материалы, используемые для обмотки, сделанные из шелка, ткани с блестящей нитью или кожи, будут на 3 или 4 грамма легче, чем обмотка из серебряной проволоки. Легкая обмотка облегчает общую массу смычка и перераспределяет баланс ближе к головке, в то время как тяжелая обмотка добавляет вес смычку в целом и перемещает баланс ближе к ручке. Сейчас предпочитают более тяжелые смычки, многие старые смычки для виолончелей обматывались тяжелой серебряной проволокой, что не рассматривается современными производителями. Некоторые исполнители меняли рукоятки смычков для того, чтобы обеспечить удобное положение правой руки, что также прибавляет вес. А иногда они прятали свинцовые гири во внутреннем пазе смычка, что утяжеляло его у изголовья.
Смычковая трость. В обычном положении кончик большого пальца исполнителя находится в промежутке между колодкой и кожаной обмоткой, дотрагиваясь до кожи, трости и колодки. В идеале колодка должна быть удобной формы, чтобы палец мог дотрагиваться до нее, но, к сожалению, это как раз то место, где производители смычков забывают о функциональности в погоне за красивым внешним видом. За это мы можем винить Франсуа Ксавье Торта, создателя современного смычка, который делал колодки острыми для большого пальца. Если ваш смычок не бесценный антиквариат, а колодка неудобная и острая, довольно разумно будет попросить скрипичных дел мастера модифицировать форму колодки в более удобную, чтобы большой палец свободно касался ее.
Если старый смычок неудобный в колодке из-за того, что очень стерся, можно попросить мастера вмонтировать новую древесину. А если ваш смычок сделан знаменитым французским производителем, и колодка находится в отличном состоянии, но тем не менее она мучительно неудобная, вам лучше купить новую колодку для повседневного использования, а оригинал сохранить в надежном месте, потому что такая колодка стоит больше, чем фамильное серебро! Кожаную обмотку проще приспособить для удобного использования, чем колодку: ее можно сделать толще или тоньше, жестче или мягче, в зависимости от предпочтений исполнителя. Многие виолончелисты считают, что удобнее всего, когда между колодкой и обмоткой есть только небольшое непокрытое дерево, что также помогает избегать изнашивания древесины на трости. Еще одним важным шагом является попросить о небольшом выравнивании волоса, так как волос может просто растрепаться, когда он новый, и при игре он натягивается, что со временем всегда приводит к растяжению.
Кроме того, чтобы сделать колодку и обмотку удобными и правильно их расположить, многим исполнителям нравится обеспечивать мягкость для большого пальца и что-то под него подкладывать. Существуют некоторые варианты избегания громоздкости, такие как резиновые наперстки, детские соски для бутылочек, маленькие кожаные рукава или кожаные лоскуты, которые крепятся на трости рядом с обмоткой под большим пальцем. Более громоздкие решения предусматривают кусок резины, латекса или силиконовую трубку, которые растягивают вдоль деревянной части до кончика колодки.
Настройка виолончели. Существует несколько аспектов настройки виолончели, которые могут обеспечить более легкое использование смычка. Первый, наиболее фундаментальный, относится к шейке и грифу виолончели. Шейку виолончели можно настроить на одинаковом уровне с грифом, или слегка выше на струне A и ниже на струне C (или наоборот). Если гриф приподнят на струне A и немного опущен на C, преимущество такой настройки в том, что правую руку не нужно высоко поднимать, чтобы достать до струны A. Такая конфигурация также позволяет получить больше пространства между струной A и C верхней части деки виолончели, а также между струнами A и D, предоставляя исполнителю больше свободы движения. Несмотря на то, что гриф никогда нарочно не опускают на струне A, гриф со временем деформируется, и искривления могут сделать положение струны A ниже, добавляя усилий работе правой руки.
Струны и душка. Наконец, существуют два аспекта настройки виолончели, которые главным образом влияют на игру смычком. Вполне возможно найти струны, которые легко отзываются и которым не требуется большая сила нажатия смычком, хотя, конечно, необходимо найти такое решение, которое будет соответствовать вашим целям как в плане тона, так и легкости игры. Также, настройка душки для увеличения резистентности значительно влияет на то, насколько легко или тяжело играть на виолончели.
© Robin Aitchison and Sarah Mnatzaganian 2008