Нам всем нравится цитировать пуританскую поговорку «плох тот работник, который винит свои инструменты», но если у вас появляются неприятные ощущения в левой руке после игры на инструменте, то стоит предположить, что повинна в этом комплектация вашей виолончели.
Некоторые характеристики делают одни струны более удобными для левой руки, чем остальные. Такие характеристики включают в себя струнное натяжение, эластичность и гибкость. Выбирая гибкие струны, вы довольно прагматично облегчаете напряжение в левой руке, и таким образом, иные модификации инструмента не потребуются. Наиболее гибкие доступные струны – это струны с сердцевиной из кишки или перлона (например, Eudoxa и Dominant). Самые жесткие струны – это металлические со сплошной проволочной сваркой сердцевины (например, Jargar и Larsen). Некоторые металлические струны используют плетеную сердцевину и находятся где-то посередине между жесткими и гибкими струнами (например, Helicore, Spirocore, Flexicore и Evah Pirazzi).
К сожалению, исполнители иногда замечают, что не могут достигнуть желаемого тонального эффекта при использовании струн, на которых им наиболее удобно играть. В таком случае стоит пересмотреть все аспекты модификации, которые регулируют высоту струн над грифом.
Чрезмерная высота струн над грифом – это наиболее частая причина напряжения в левой руке. Струнам требуется достаточный зазор для того, чтобы они не стучали по грифу во время игры. В основном, чем сильнее исполнитель и чем более гибкими являются струны, тем больше должна быть высота струн. К сожалению, если ваши струны никогда не стучат по доске и их трудно и неудобно
прижимать, ваши струны могут быть установлены слишком высоко, и требуется куда меньший зазор.
Стандартные измерения высоты струн производятся внизу грифа ближе к подставке, исчислением перпендикулярной длины от поверхности грифа до центра струны. В такой системе стандартная высота для струны C – 8.5 мм, а для струны A – 6.0 мм. Тем не менее, такие измерения могут быть на 2 мм меньше или больше, в зависимости от гибкости используемых струн и силы отдельного исполнителя. Многие музыканты, страдающие от слишком высоко установленных струн, просят уменьшить высоту подставки. Это может помочь, если подставка располагает достаточным количеством древесины для того, чтобы это не отразилось на акустических характеристиках.
Струнный зазор может меняться в зависимости от погодных условий. Если воздух очень влажный, высота струн возрастает, и наоборот, снижается, если воздух очень сухой. В различных странах подставки и душки отличаются в зависимости от сезона. Многие виолончелисты в Соединенном Королевстве обходятся и единственной подставкой – в этом случае важно найти компромисс, который будет эффективен при различных погодных условиях. Если высота струн увеличилась, то это означает, что некоторые части виолончели потеряли свою структурную целостность (чаще всего, когда гриф начинает отслаиваться с шейки).
Проблемы с высотой струн иногда бывают вызваны несостыковкой между наклоном подставки и прогибом грифа. Например, если гриф изначально был сделан с более плоским прогибом, чем для текущего положения подставки, то D и G струны будут чрезмерно натянуты в высоких позициях, вызывая дискомфорт и проблемы со звучанием от трения смычка на высоких позициях.
Если играть в первой позиции трудно, то необходимо проверить высоту струн на порожке. Достаточно возможности просунуть банковскую карточку между струнами A и D у порожка; если расстояние больше, порожек нужно опустить.
Трудности в 4-ой, 5-ой и 6-ой позициях обычно связаны с двумя возможными причинами: кривизна грифа и форма шейки у основания. 5ая позиция находится почти в середине всей длины грифа и под наклоном, созданным так, чтобы дека влияла на то, как сильно требуется нажимать на струны, чтобы они дотронулись до грифа. Кривизну доски можно проверить легким нажатием на струны на каждом конце грифа, пока струна не дотронется до поверхности грифа с каждого конца. Промежуток, оставшийся под струной в 5ой позиции должен быть между 1мм и 1.5 мм. Если это расстояние гораздо больше, чем 1.5 мм, то это может доставить трудности в 4ой, 5ой и 6ой позиции. Некоторые музыканты предпочитают расстояние еще меньше, чем это, частично для обеспечения сильного натяжения металлической струны A (например, Jargar или Larsen).
Конструкция шейки очень важна для удобной игры, и самая важная часть находится на нижней части шейки, где точная высота и форма основания определяет, как сильно будет оттягиваться большой палец от других пальцев в 5ой и 6ой позициях – слишком сильная растяжка может вызвать сильное напряжение в ладони левой руки. Смена конструкции шейки виолончели – весьма дорогостоящий
процесс, поэтому очень важно проверить форму шейки очень внимательно еще при выборе инструмента.
Еще одной причиной напряжения в левой руке является силовой охват грифа из-за его чрезмерной ширины (например, при игре на открытых струнах). У некоторых виолончелистов настолько гибкие и сильные пальцы, что, несмотря на небольшие руки, они могут зажимать струны постоянно, но виолончелистам с маленькими руками удобнее зажимать струны периодически.
Скрипичных дел мастер может укоротить ширину грифа на 10мм перестановкой подставки немного выше и установкой специального порожка. Такое укорачивание с обоих концов оставляет ощущение шейки в 4ой позиции без изменений, но конечно же лучшим решением является поиск виолончели с удобной шириной грифа для вашей руки.
© Robin Aitchison and Sarah Mnatzaganian 2007.