Сегодня Суббота, 31st Октябрь 2020
THECELLIST.RU

Sheet Music for Cello

Музыкальность творчества Михаила Лермонтова.

Музыкальность творчества Михаила Лермонтова.
4.7
(3)

На лермонтовские темы написано свыше 2,5 тысяч музыкальных сочинений (800 композиторами), в т.ч. 50 опер, 10 балетов, комическая опера, свыше 50 симфоний, поэм и кантат, множество романсов, а также музыка к спектаклям и кинофильмам. Но мало кто знает, что сам поэт имел музыкальные способности и даже сочинял музыку.

Первыми музыкальными впечатлениями, полученными в Тарханах, Лермонтов обязан матери, Марии Михайловне. В 1830 году поэт писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать». Песню матери Лермонтов позднее неоднократно вспомнит уже взрослым, сравнивая с ней самые яркие впечатления жизни.

Начальное музыкальное образование поэт получал так же в Тарханах, здесь же он от крепостных крестьян впервые услышал и русские народные песни: обрядовые, игровые, лирические. Именно русское народное песенное творчество оказало влияние на его произведения, например, роман «Вадим», поэма «Последний сын вольности» и др. И как писал сам Лермонтов в письмах к друзьям: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях».

М.Ю. Лермонтов обладал не только врожденной музыкальностью, но и музыкальной культурой, и образованностью. Сохранились сведения, что он сочинял музыку.

Систематическое музыкальное обучение М.Ю. Лермонтов начал в Московском пансионе. Его программа включала обучение игре на различных инструментах, сдавались экзамены, на одном из которых, в 1829 году, М.Ю. Лермонтов исполнил на скрипке аллегро из скрипичного концерта Людвига Маурера — произведение, считавшееся сложным по технике исполнения.

Лермонтов играл не только на скрипке, но и на флейте (о чем вспоминал его слуга Саникидзе), а также на фортепиано. «Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог извлечь из скрипки, из фортепиано, чтобы они не возмутили моего слуха», – писал он. Во многих стихотворениях М.Ю. Лермонтов использует формы и структуру музыкальных жанров песни и романса. Поэт испытал сильное воздействие русского музыкального фольклора, главным образом, песенного. В его стихах звучат мотивы лирической песни с ее задушевной грустью, тоской о воле («Вадим»), слышатся отголоски песен о Степане Разине («Атаман»).

По определению И.Л. Андроникова, в стихах Лермонтова подчеркнута «мелодическая интонационная структура стиха». Н.П. Огарев писал о его стихах: «Они так изящно выражены, что их можно петь да еще на совсем своеобразный лад. Из них каждое, смотря по объему, или песня, или симфония». Творчество Лермонтова привлекало и привлекает до сих пор внимание русских и зарубежных композиторов. Углубленное проникновение музыки в его поэзию началось с романсов М.А. Глинки, А.В. Варламова, А.С. Даргомыжского, А.Г. Рубинштейна. Не ограничиваясь вокальной лирикой, композиторы использовали лермонтовские сюжеты и образы в симфонической и оперной музыке.

Источник: https://vk.com/music_911?w=wall-99339872_56130

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.7 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

admin

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *