В 1810-е годы немецкий изобретатель Иоганн Непомук Мельцель создал метроном — механизм, который до сих пор используют музыканты во всем мире. Устройство задавало количество ударов-длительностей в определенный промежуток времени. Примерно с 1815 года Бетховен стал дополнять свои нотные записи указанием метронома. Конечно, как и все композиторы, он стремился максимально точно передать свой замысел.
Однако до сих пор у большинства музыкантов и исследователей музыки эти цифры вызывают сомнения и споры. Ведь если исполнять произведения в том “оригинальном” темпе, который указал мастер, то получается слишком быстро. Поэтому многие дирижёры и исполнители осознанно замедляют темп исполнения.
Среди множества гипотез, которые пытаются объяснить загадку «метронома Бетховена», можно встретить и такие: прибор был сломан или плохо смазан, или первоначальная конструкция метронома отличалась от современной.
Так что же было на самом деле?
Испанские ученые из Университета Карлоса III в Мадриде проверили все гипотезы и разработали математическую модель «метронома Бетховена», основанную на двойном маятнике, с поправками, которые учитывают амплитуду колебаний, трение механизма, силу импульса и массу стержня. После экспериментов, подсчётов и анализов данных (в том числе анализа симфоний Бетховена в интерпретации 36 разных дирижеров, заложив в компьютер в общей сложности 169 часов музыки) исследователи заметили, что дирижеры почти всегда вносят систематическую поправку в замедление темпа симфоний. И это отклонение не случайно, его можно скорректировать.
Окончательный ответ пришел к исследователям, когда на первой странице рукописи Девятой симфонии они увидели отметку «108 или 120». Ученые предположили, что мастер сомневался, когда делал эту надпись. Но не в том, как быстро исполнять произведение — разница в темпе была бы слишком велика, — а в том, в каком месте считывать показание метронома.
«Это отклонение можно объяснить и тем, что композитор считывал шкалу прибора под грузом, а не над ним. В конечном счете это обычная проблема использования новой техники», — говорит другой автор исследования, Альмудена Мартин-Кастро (Almudena Martin-Castro).
Возможно, именно это открытие ставит точку в 200-летнем споре о том, как же правильно исполнять произведений Бетховена и позволяет по новому посмотреть на творчество мастера.
Источник: https://vk.com/music_911?w=wall-99339872_60635