«К Элизе»
Произведение окутано множеством тайн и мистификаций. Его первоначальное название — Багатель №25 ля минор. Багатель (от фр. «безделушка») — небольшая пьеса для фортепиано. Так Бетховен называл свои фортепианные миниатюры. Fur Elise — подзаголовок в одной из таких пьес, правда есть вопрос, был ли он на самом деле?
Рукопись композитора уже после его смерти обнаружил биограф Людвиг Ноль. По его словам, он сделал копию пьесы, а оригинал был вскоре утерян. Как известно, почерк Бетховена был весьма неразборчив. Поэтому, что именно было записано в подзаголовке, остается под большим вопросом.
Кто же эта загадочная Элиза? Среди кандидаток: Элизабет (вокалистка, сестра близкого друга Бетховена), Элиза Баренсфельд (ученица Антонио Сальери), Тереза Малфатти (кто знает, может то была не Элиза, а Тереза, ведь почерк было очень трудно разобрать) и даже жена Александра I, Елизавета Алексеевна.
Кому бы ни было посвящено это произведение, бесспорно одно — оно с первых звуков покоряет своей трогательной простотой, в нем слышна щемящая печаль, которая никого не оставит равнодушным.
«Лунная» соната
Соната имеет подзаголовок «в духе фантазии» (итал. quasi una fantasia), поскольку в ней нарушена традиционная последовательность частей «быстро-медленно-[быстро]-быстро». Вместо этого, соната имеет линейную траекторию развития — от медленной первой части к бурному финалу. Название «Лунная» принадлежит не Бетховену, а писателю Людвигу Рельштабу.
Соната посвящена 17-летней девушке, ученице композитора, Джульетте Гвиччарди. Они познакомились в конце 1800 года. К ноябрю 1801 года относится цитированное письмо Вегелеру, в котором Бетховен пишет: «Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною. В эти два года было несколько волшебных моментов и впервые я чувствовал, что женитьба может сделать человека счастливым». Но уже в начале 1802 года Джульетта предпочла Бетховену графа Роберта Галленберга, посредственного композитора-любителя. 6 октября 1802 года Бетховен написал знаменитое «Гейлигенштадтское завещание» — трагический документ, в котором отчаянные мысли об утрате слуха сочетаются с горечью обманутой любви. Мечты были окончательно развеяны 3 ноября 1803 года, когда Джульетта вышла за графа Галленберга замуж.
Девушка покорила сердце молодого композитора и затем жестоко разбила его. Но именно Джульетте мы обязаны тем, что можем слушать столь глубоко проникающую в душу музыку лучшей сонаты гениального композитора.
Симфония №3 «Героическая»
Удивительна история Героической симфонии Бетховена. Это произведение было задумано в период увлечения композитора идеями великой французской революции, в то время, когда Наполеон был еще первым консулом. Бетховен ценил его исключительно высоко и сравнивал с величайшими римскими консулами. Его ближайшие друзья часто видели эту симфонию переписанной в партитуре у него на столе; наверху на заглавном листе стояло слово «Буонапарте» , а внизу «Луиджи ван Бетховен», и ни слова больше.. . Когда композитору принесли известие, что Бонапарт объявил себя императором, Бетховен пришел в ярость и воскликнул: «Этот — тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!» Бетховен подошел к столу, схватил заглавный лист, разорвал его сверху донизу и швырнул на пол». Симфония была названа им Героической.
Вокальный цикл «К далекой возлюбленной»
Вершина песенного творчества Бетховена – вокальный цикл «К далекой возлюбленной», соч.98 на слова врача и поэта-любителя Алоиза Яйтелеса, сочиненный в апреле и изданный в октября 1816 года с посвящением князю Францу Иозефу фон Лобковицу – меценату и поклоннику бетховенской музыки.
Но кто же она, далекая возлюбленная, до сих пор остается загадкой. Одни называли Джульетту Гвиччарди, чей портрет после смерти композитора был найден вместе с этим письмом; другие — Терезу Брунсвик, как натуру наиболее глубокую, близкую по складу характера к Бетховену; третьи — Амалию Зебальд, с которой именно в эти годы у композитора завязалась дружба; четвертые — Жозефину Брунсвик: письма Бетховена к ней по стилю очень напоминают «Письмо к бессмертной возлюбленной».
Содержание стихотворений – любовная лирика, связанная с поэтичными картинами природы, — отражено Бетховеном с поразительным вдохновением и совершенством. Музыка цикла, исполненная светлой задушевности и целомудренной чистоты, чарует прекрасными мелодиями, колоритной звукописью аккомпанемента, красотой и проникновенностью, неизмеримо возвышаясь над сентиментальным текстом Яйтелеса. Возможно, этой произведение обращено к таинственной «Бессмертной возлюбленной» Бетховена, о которой известно по письмам к ней, написанным композитором 6 и 7 июля 1812 года, и чье имя не установлено до сих пор.
Сочинения, посвященные Карлу Лихновскому
У Бетховена было много учеников в аристократических семьях. На протяжении долгих лет он был близок с семейством князя Лихновского и в 1794—1796 годах даже жил в их венском дворце, а позже не раз гостил в их имении в Чехии. Карл Лихновский был большим любителем музыки, учеником и другом Моцарта. У него был великолепный, один из лучших в Вене, струнный квартет юных музыкантов, во главе которого стоял 15-летний скрипач Игнац Шупанциг. Позже он исполнял многие квартеты Бетховена. Композитор щедро отплатил Лихновским: он посвятил князю свои первые трио, Патетическую сонату, сонату с похоронным маршем, Вторую симфонию, а его жене — фортепианное переложение балета «Творения Прометея».
Источник: https://vk.com/music_911?w=wall-99339872_41715