Первая иллюстрация. Эта работа о том времени, когда юный Прокофьев посещал гимнастическое общество “Сокол”, – увидев, что физические упражнения помогают творчеству.
Вторая иллюстрация. “Сергей Прокофьев и Максимиллиан Шмидтгоф”. В возрасте 20-22 лет у Прокофьева был близкий друг, тоже музыкант, Максимилиан Шмидтгоф – по характеру – эдакий yes-man, с которым они вместе много путешествовали и попадали в разные приключения, Макс имел огромное влияние на Прокофьева. Однако в самый разгар дружбы Макс покончил с собой. Причины сейчас биографы восстановить четко не могут, хотя предположения есть (можете изучить этот вопрос). В любом случае, ясно, что у Прокофьева осталось чувство вины на всю жизнь. Максу он посвятил свой второй фортепианный концерт, вторую сонату для фортепиано.
Третья иллюстрация. Стройный и местами спортивный, Прокофьев, однако, страшно любил вкусно поесть. Так, например, в 1920-е годы на личном “драндулете” (можете представить скорость автомобиля тех лет) он возил по маршруту Париж-Биарриц-Монте-Карло-Париж своих друзей в так называемые “гастрономические туры” – то есть, с целью в каждом городе и местечке поесть в лучшем ресторане, и как можно вкуснее. При этом страшно бывал зол на друзей, которые пытались по пути сходить на экскурсии: в музей, старый замок или куда-либо еще. Осмотр исторических мест и зданий Прокофьев называл “гробокопательством”. Вот такая интересная сторона знаменитого музыканта.
Четвертая иллюстрация. Прокофьев долгое время посещал Петербургское Шахматное собрание, а во время международного шахматного турнира в сеансе одновременной игры даже обыграл в одном из подходов кубинского чемпиона мира по шахматам Хосе Рауля Капабланку, что стало сенсацией. Шахматы были для Прокофьева своеобразной интеллектуальной разминкой и помогали в композиторских построениях.
Пятая иллюстрация. Важный и переломный период для Прокофьева – переезд в СССР после 18 лет жизни в Европе и Америке (с женой Линой и двумя сыновьями). Было много сомнений, и друзья, в том числе, те, кто жил в СССР, отговаривал Прокофьева от этого шага, потому что жизнь при тоталитарном строе могла совершенно не подойти очень самобытному и независимому композитору. Однако, не будучи номер 1 в Европе или Америке среди русских композиторов (там были Стравинский и Рахманинов), Прокофьев искал признания в СССР – и он получил его: его ждало много заказов и хорошие гонорары. Однако же, спустя какое-то время, в 1948 году композитор был объявлен “формалистом”, и был ограничен в своей деятельности. Но особенно пострадала от советской власти его жена Лина, которая на 8 лет попала в исправительно-трудовой лагерь.
Шестая иллюстрация. В 47 лет Сергей Прокофьев познакомился в Кисловодске с Мирой Мендельсон – 24-летней студенткой литературного института.
“Вы любите гулять?” – спросил он ее через несколько дней после знакомства. Так они провели лето в беседах о литературе, музыке и всем остальном. Постепенно в душе уже немолодого композитора выросла новая любовь – настолько сильная, что спустя какое-то время он оставил жену и подросших сыновей, и женился на Мире. Мира не обладала какими-то интересными талантами или манерами, как Лина, первая жена Прокофьева (та была певицей, знала 6 языков, обладала большим обаянием и женственностью). У Миры даже не было музыкального слуха и она почти не интересовалась творчеством композитора до знакомства с ним, что, казалось, должно было задевать Прокофьева.
Однако в этом и состоит загадка любви…
Источник: https://vk.com/music_911?w=wall-99339872_56171