Сегодня Понедельник, 21st Сентябрь 2020
THECELLIST.RU

Sheet Music for Cello

Денис Шаповалов: “Палим концертами из всех орудий”.

Денис Шаповалов: “Палим концертами из всех орудий”.
0
(0)

Завершен первый Музыкальный фестиваль «Концертный Залп Рязань». Художественный руководитель фестиваля Денис Шаповалов поделился секретами фестивально-музыкальной кухни.

— Денис, расскажите про концепцию Вашего фестиваля?

— Во многих интервью я уже говорил, что жить только в классических рамках с некоторых пор мне стало тесно. И я пошел в сторону моего любимого рока. Но потом понял, что и этим не должен себя ограничивать.

Я люблю экспериментировать и решил, что хочу открыть для себя совсем новые территории. И предложил Рязанской Филармонии объединить разные жанры в одном фестивале. Для каждого коллектива я придумал специальный проект и не всегда в традиционном формате.

— В чем нетрадиционность?

— Ну, самый яркий пример, наверное, это проект «We will Folk you!» с Рязанским русским народным хором им. Е. Попова и оркестром народных инструментов. Я решил соединить две совсем разные линии – рок и фолк. Не все участники процесса в начале были согласны с идеей, не совсем понимая как всё это будет выглядеть на одной сцене: народный коллектив, исполнитель на электро-контрабас-балалайке и классический музыкант на электро-виолончели.

Вместе с Рязанским народным хором и Заслуженным артистом России Михаилом Дзюдзе мы играли рок-хиты Queen, Pink Floyd, AC/DC, Nirvana… Мало того, все это сопровождалось народными танцами и световыми эффектами.

Получилось уникальное кросс-овер шоу, которое завершилось фейерверком на сцене. Никто из исполнителей не ожидал такого результата: публика была в восторге! Это был настоящий концертный залп!

— «Концертный залп #Рязань» – отличная игра слов! Кстати, как появилось название?

— У меня есть привычка записывать разные мысли и идеи. Эту фразу я придумал лет 10 назад, а недавно вспомнил, и из неё родилась концепция: палим концертами из всех орудий!

Хэштег и название города подразумевает, что такой фестиваль планируется проводить и в других регионах. Но я очень рад и благодарен Рязани, что она стала первым городом, поддержавшим идею. Тем более, именно благодаря сотрудничеству с коллективами Рязанской Филармонии у меня неожиданно родились новые произведения.

— Вы говорите о премьере Вашего Вокального цикла «Рождественская звезда» для виолончели с хором, созданный специально для фестиваля?

— Вообще-то, изначально для этого проекта я предложил совсем другую идею, но вскоре Рязанским Министерством Культуры и Туризма было принято решение проводить фестиваль в период новогодних праздников.

Концерт с Рязанским камерным хором был запланирован на 5 января, и я придумал новую концепцию – цикл на стихи русских поэтов о Рождестве. Отыскал интересные произведения. В первую очередь это, конечно, всеми любимые Фет, Есенин, Блок. Никогда не знал, что Достоевский пробовал себя в поэзии, его стих «Крошку ангела в сочельник…» открывает цикл.

— А Вы слышали версию, что это не Достоевский?

— Да, конечно, но мне понравилось само стихотворение – немного детское и наивное, но театральное, и получилась оригинальная пьеса.

Также я нашел несколько очень красивых рождественских стихотворений, принадлежавших замечательным малоизвестным или забытым русским авторам, например, Константину Фофанову, Петру Быкову, Аполлону Коринфскому. Честно скажу, до того момента как взялся за написание цикла, я не знал о их существовании. Уверен, что и для многих слушателей это тоже было литературное открытие.

— Сколько времени заняло написание цикла?

— Я вообще сочиняю достаточно быстро, хотя это был мой первый опыт написания музыки для хора, то есть со словами. Здесь совсем другая специфика – ритм и темп задан самим стихотворением, то есть это уже не индивидуальный процесс, но совместное творчество с поэтом. Это в чем-то сложнее, а в чем-то легче.

Мне удалось написать 8 песен чуть больше, чем за 2 недели.

— Как вы «спелись» с Рязанским камерным хором?

— Это молодой хор, а я молод душой – спелись отлично! (Улыбается.) На разучивание цикла у нас было немного времени, к тому же надо было успеть отпраздновать новый год, а партии оказались достаточно непростыми. Но результатом я очень доволен – хор все прекрасно выучил и на репетициях моих авторских корректировок почти не потребовалось.

После концерта ко мне подходили педагоги хорового отделения музыкального училища и говорили, что мою музыку нужно включать в учебный план. Для меня это было высокой оценкой моего дебюта в новом жанре. Также мы вместе сыграли-спели гениальные произведения Аренского и Рахманинова.

— А что-то еще традиционно классическое звучало на фестивале?

— Конечно, на концерте Ансамбля «Солисты Рязани» звучала музыка великих итальянцев – Верди, Россини, Вивальди. Я пригласил на фестиваль молодых певцов – лауреатов международных конкурсов Алину Полевую и Сергея Тараненко, для которых сделал переложение оперных арий и дуэтов, и практически в канун нового года мы порадовали слушателей яркой праздничной программой.

А так как концерт назывался «Кулинарный фейерверк по-итальянски», я перевоплотился из дирижера в одну из моих любимых ролей – шеф-повара – и провел небольшой мастер-класс, где поделился с публикой кулинарными секретами самого Джоаккино Россини.

— Классика, фолк, кросс-овер, а как же джаз и рок?

— Джаз был представлен блестяще! Я был очень рад, что в фестивале приняли участие Народный артист России пианист Даниил Крамер и лауреат международных конкурсов саксофонист Владислав Вальс. В исполнении Губернаторского Рязанского симфонического оркестра прозвучала известнейшая «Голубая рапсодия» Джорджа Гершвина и произведение, новое для многих слушателей, «4 картины из Нью-Йорка» Роберто Молинелли, которое исполняется по очереди на трех саксофонах.

А рок в этом концерте был представлен моей музыкой, впервые прозвучавшей в Рязани: ставшие уже настоящим хитом «Рок-вариации на тему Рококо Чайковского» и совсем новое произведение «Симфония в стиле Рок», написанное в сентябре 2019 года. Это было уже четвертое исполнение симфонии с момента её рождения, но первый раз, когда я слушал её из зала, а не дирижировал сам.

На репетициях я чувствовал себя большим композитором, когда давал советы и делал авторские ремарки. (Смеется)

Художественному руководителю Рязанского оркестра Сергею Оселкову прекрасно удалось увлечь музыкантов, а потом и филармоническую публику непривычным для всех жанром. Зал зарядился драйвом и «отрывался» как на настоящем рок-концерте, что и было задумано автором. (Улыбается)

— Фестиваль был разовым или будет продолжение?

— Я считаю, что задача любого фестиваля – создавать что-то новое и удивлять. Мне было очень приятно прочесть в прессе, что проект «Концертный Залп #Рязань» стал одним из самых заметных и ярких событий новогодних праздников в городе. Следующий фестиваль в Рязани запланирован на осень 2021 года и для нашего грядущего творческого сотрудничества у меня уже есть новые невероятные идеи.

Источник: http://musicpassion.club/2020/02/05/shapovalov_interview_2020/

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

admin

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X