— Что для Вас — конкурс имени Чайковского?
— Для музыкантов всего мира, особенно для русских музыкантов, конкурс имени Чайковского — один из самых значимых, если не самый.
Конечно, я всегда хотел принять в нем участие и очень рад, что это стало возможным сейчас; можно сказать, это мой первый крупный конкурс. Участие в таком крупном состязании — большая радость и честь для меня, но также и большая ответственность.
Думаю, говорить о том, что конкурс имени Чайковского для каждого участника является отличной площадкой для того, чтобы сделать карьеру — нет смысла, это очевидно. Но в первую очередь нужно думать о музыке.
— Как боретесь с волнением?
— Бороться с волнением, как мне кажется, бесполезно. Нужно быть готовым на 200% и психологически правильно настроиться. Играть музыку и получать от этого удовольствие.
— Как на Вас влияет конкуренция?
— Я стараюсь не думать о конкуренции, хотя полностью от нее абстрагироваться, конечно, очень сложно. Я знаком со многими участниками специальности «виолончель», некоторые из них — мои хорошие друзья. Мне кажется, виолончелисты умеют дружить, между нами нет злого соперничества.
Конечно, конкуренция была, есть и будет; понятно, что на конкурсе не избежать сравнений. Но я буду стараться играть в свою игру и играть Музыку. Музыка — на первом месте. Остальное — как сложится.
— Программу какого тура больше всего хотите исполнить? Где Ваш козырь?
— Козырь… Я могу думать, что это козырь, а все остальные могут думать, что это совершенно никуда не годится.
В конкурсе помимо обязательных произведений есть еще и свободная программа, для которой я выбрал музыку, которую очень люблю и очень хочу сыграть.
— Если бы у Вас была возможность вернуться в любой из прошлых конкурсов, в какой особенно хотелось бы попасть? Кого послушать, за кем понаблюдать? Возможно, даже посоревноваться?
— Дело в том, что я знаю всех тех музыкантов в том облике, в котором они находятся сейчас, поэтому говорить о прошлом сложно. Но я бы очень хотел услышать Александра Рудина, когда он впервые принимал участие в конкурсе и хотелось бы увидеть самый первый виолончельный конкурс.
Насчет посоревноваться… (смеется), пожалуй, без спорта на этот раз.
— Но ведь на музыкальных конкурсах все равно не обойтись без элемента соревнования. Иван, с кем вы соревнуетесь?
— Соревнование с самим собой происходит перманентно, и на данный момент я соревнуюсь именно с самим собой. У меня нет задачи сыграть лучше, потому что «лучше» в музыке — очень субъективная оценка. Я хочу стать лучше, пытаюсь глубже проникнуть в суть музыки.
Я не зациклен на соревнованиях, хотя конкурсы, конечно, это всегда сравнения и соревнования.
— Для кого будете играть?
— Это всегда сложный вопрос. Во многих интервью музыкантов читаешь разные варианты ответов: кто-то играет для Бога, кто-то — для сцены, кто-то — для публики, кто-то играет для себя. Я буду стараться играть — и надеюсь, что буду — играть Музыку.
— Конкурс имени Чайковского будет транслироваться по многим телеканалам и в интернете. Почему нужно за ним следить?
— Во-первых, виолончель — это лучший инструмент (улыбается). Во-вторых, конкурс Чайковского — это как Чемпионат мира по футболу, как Олимпийские игры — это нужно смотреть. В-третьих, если люди разных профессий, не связанных с музыкой, люди, никогда не слушавшие классическую музыку, пустят ее в свою жизнь, подумают о прекрасном, о хорошем, то будет мир во всем мире, люди будут счастливы. Мир будет лучше.
Наверное, по этой причине нужно следить за конкурсом Чайковского и вообще слушать хорошую музыку.
Источник: https://www.classicalmusicnews.ru/tchaikovskycompetition/tch16-contestants-interview-part1/