Сегодня Суббота, 25th Март 2023
THECELLIST.RU

Sheet Music for Strings

Немилосердная судьба Яши Горенштейна.
Март 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Немилосердная судьба Яши Горенштейна.

Немилосердная судьба Яши Горенштейна.
0
(0)

Один из выдающихся интерпретаторов прошлого столетия, ассистент Вильгельма Фуртвенглера в Берлине, бескомпромиссный человек с сильным характером. Яша Горенштейн (1898 – 1973) – дирижер, записавший Малера, от которого замирает сердце, человек, который осуществил во Франции премьеру “Воццека”, а в Англии – Восьмую Малера. Судьба его сложна и драматична. Более десяти лет он провел в скитаниях от оркестра к оркестру, из страны в страну, посещая Советский Союз, Палестину, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, Южную Америку и Мексику.

Будущий дирижёр родился в Киеве, но в возрасте 10 лет вся семья переехала в Кенигсберг, где Яша получил музыкальное образование. В двадцатые годы прошлого столетия музыкант работал директором Берлинской высшей школы музыки и играл на скрипке в Венском симфоническом оркестре, параллельно занимаясь композиторским творчеством. К сожалению, после травмы руки Яша больше не смог профессионально заниматься скрипкой.

Он дебютировал в качестве дирижера в 1923 году при поддержке Вильгельма Фуртвенглера, которого он боготворил. Его восхождение было стремительным: встречи с Берлинским симфоническим оркестром с 1925 по 1928 год, Дюссельдорфская Опера с 1929 по 1933 год. Он сразу же проявил свой особый вкус: главным произведением его дебютной программы был Малер, а вскоре после этого он сделал первую полную запись симфонии Брукнера (Седьмой, с Берлинским филармоническим оркестром). Немецкий философ Теодор Адорно, побывав на концерте Горенштейна, назвал его «демоном среди рутинных дирижёров».

Приход нацистов к власти оборвал карьеру Горенштейна в Германии. Оперный театр стал получать письма с угрозами, а в местной прессе развернулась кампания клеветы и травли против дирижера. Вот один из подобных перлов:

“К сожалению Яша Горенштейн дирижировал…. Мы должны сказать “к сожалению”, потому что это возмутительно, что немецкий театр в Дюссельдорфе не смог найти немецкого дирижера для празднования Вагнера”.

В 1933 году Горенштейн бежал из нацистской Германии в Париж, и его карьера впала в хаос, из которого он так и не смог полностью оправиться. Началась тяжелая пора бесконечных скитаний по разным странам. Только за 6 лет дирижер побывал с гастролями в Польше, СССР, Австралии, Новой Зеландии и Палестине.

В 1939 году стало ясно, что находиться в Европе уже не безопасно. Горенштейн, получив через знакомого дипломата фальшивые гондурасские паспорта, с семьёй отплыл на океанском лайнере в Нью-Йорк. Он попытался утвердиться в Соединенных Штатах, проведя несколько концертов с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, но добился незначительного успеха. Именитые оркестры не слишком тепло относились к его щепетильным требованиям и часто отказывались продолжать работу с ним. В январе 1944 г., по рекомендации Эриха Клайбера, был приглашён в Мехико на серию концертов, имевших огромный успех. В последующие 3,5 года работал в странах Южной Америки, в том числе в Аргентине, Бразилии, Уругвае.

Будучи европейцем по воспитанию, темпераменту и склонностям, Горенштейн вернулся во Францию в ноябре 1947 года. Он провел остаток жизни в Европе, сделав несколько записей на студии Vox и дирижируя Лондонским симфоническим оркестром. Дискография дирижёра включает произведения Малера, Брукнера. Во Франции он дирижировал премьерой «Воццека» Берга, а в Англии — Восьмой Малера. «О чем я больше всего жалею, так это о том, что мне никогда не придется больше услышать „Песни об умерших детях“…» — последние слова Яши Горенштейна.

Источник: https://vk.com/music_911?w=wall-99339872_49010

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

admin

Похожие записи

Добавить комментарий