С 1798 Бетховен начал терять слух. По мнению доктора Маража, изучавшего письма Бетховена, тот начал слышать звон в ушах ещё в 1796 году, в к 1801 году композитор потерял уже 60 % слуха. К 1816 году он оглох полностью.
Бетховен был в ужасе от того, что теряет главный инструмент композитора. Но он твердо решил продолжать работу, поэтому 1803 по 1812 годы, в свой «средний» или «героический» период он сочинил оперу, 6 симфоний, 4 инструментальных концерта, 5 струнных квартетов, 6 струнных сонат, 7 сонат для фортепиано, 5 циклов фортепианных вариаций, 4 увертюры, 4 трио, 2 секстета и 72 песни. Наиболее известны симфонии №3-8, «Лунная соната», «Крейцерова соната» для скрипки и его единственная опера «Фиделио». Творчество ни одного из композиторов в истории музыки не может сравниться с плодотворностью этого периода жизни Бетховена.
В трогательном письме другу Францу Вегелеру 1801 года Бетховен признается: «Я тщательно избегаю всякого общества – потому что не могу же я сказать людям: «Я глухой!» Это было бы еще возможно, будь у меня какая-нибудь другая профессия, но при моем ремесле ничего не может быть ужаснее». В длинном, очень душевном письме, известном как «Гейлигенштадтское завещание», Бетховен признается в отчаянии от трагедии, которую скрывал всю жизнь: «О вы, люди, считающие или называющие меня злонравным, упрямым или мизантропичным – как вы несправедливы ко мне, ведь вы не знаете тайной причины того, что вам кажется… Такие случаи доводили меня до отчаяния, и ещё немного и я бы покончил с собой. Лишь оно, искусство, оно меня удержало. Ах, мне казалось немыслимым покинуть мир раньше, чем я исполню все то, к чему чувствовал свое предназначение».
Источник: https://vk.com/music_911?w=wall-99339872_55877