Сегодня Воскресенье, 20th Сентябрь 2020
THECELLIST.RU

Sheet Music for Cello

Как Дмитрий Шостакович участвовал в конкурсе имени Шопена.

Как Дмитрий Шостакович участвовал в конкурсе имени Шопена.
0
(0)

Один из престижнейших конкурсов пианистов — Международный конкурс имени Шопена в Варшаве — проходит один раз в пять лет и посвящён исключительно музыке Фридерика Шопена. Помимо премий, на конкурсе присуждаются специальные призы за лучшее исполнение мазурки, полонеза и концерта для фортепиано с оркестром.

Шостакович участвовал на самом первом конкурсе в 1927 году, приуроченном к открытию в Варшаве памятника Шопену. В нем участвовало тридцать два пианиста из девяти стран. Со стороны Советского союза кроме Шостаковича участвовали Оборин, Гинзбург, Брюшков и Шварц. В первом туре исполнялась сольная программа, во втором, заключительном, — концерт в сопровождении оркестра.

Премировались лишь три лауреата. Высшая премия выражалась в сумме пяти тысяч злотых и личном подарке президента Польши, две другие — соответственно в три тысячи и две тысячи злотых. Учредители располагали для проведения конкурса весьма ограниченными средствами: правительство его не субсидировало. Международным был только состав участников. Жюри состояло из польских музыкантов.

В очень краткий срок (меньше месяца) Шостакович подготовил развернутую и очень сложную программу:

Концерт №1 (целиком)
Полонез fis-moll
Прелюдии fis-moll и b-moll
Баллада As-dur
Два ноктюрна: Fis-dur и cis-moll
Два этюда: cis-moll и Ges-dur
Две мазурки: h-moll и cis-moll

Цель заставляла работать. С середины декабря 1926 года
все усилия сконцентрировались на фортепианной игре; впервые в жизни он не позволял себе отвлекаться другими делами, думать о сочинении, забросил даже /изучение музыкальной литературы: жил в затворничестве. «Подготовка длилась относительно недолго, но была интенсивной и целеустремленной. Думаю, что не ошибусь,— отмечает Богданов-Березовский,— если скажу, что в обеспечении условий ее проведения существенную роль сыграла мать Дмитрия Дмитриевича Софья Васильевна… Она настойчиво способствовала тому, чтобы Шостакович на несколько недель совершенно «закрылся» от внешнего мира, перестал посещать концерты, видеться с друзьями, на время
оставил сочинение. Он целиком предался пианизму со свойственной ему полнотой отдачи помыслов и сил.

Трактовки Шостаковича не совсем укладывались в общепринятые «рамки» интерпретации Шопена. Они не были ни виртуозно блестящими, ни изысканными, ни открыто эмоциональными — Шостакович воссоздавал музыку как творец, словно ее тут же за фортепиано сочиняя.

16 января молодые советские пианисты выехали в Варшаву.
Не без боязни пересекли они границу. Обстановка складывалась
неблагоприятная.Положение осложнялось накаленной политической атмосферой. Раздувались националистические настроения. Все поль-
ское превозносилось. Польских пианистов считали лучшими истолкователями сочинений великого композитора и исключительными кандидатами на премии.

Первым из советской делегации играл на конкурсе Лев Оборин. Он сразу «растопил лед недоверия», ошеломил варшавян своим искусством и завоевал симпатии. Успех Оборина, с одной стороны, облегчал задачу советским пианистам: враждебность и настороженность сменились интересом. Но, с другой стороны, Оборин, ставший любимцем публики,
«заслонял» других исполнителей.

Шостакович выдержал соревнование. Он сумел мобилизовать силы, сосредоточиться, справиться с волнением, с болезнью: он уезжал в Варшаву,/перенеся тяжелый приступ аппендицита, и боли не покидал его. Интересно и примечательно, что никаких следов сухости, рационализма, эмоциональной замкнутости Шостакович не обнаруживал. Отмечались наоборот, яркость и темперамент. Столь
авторитетный ценитель, как Ан. Дроздов, выдвигал поэтическое
начало в игре Шостаковича, мягкость, теплоту, красочность. В музыку Шопена он привносил нечто от беспокойной, нервной атмосферы века.

Интерпретация Шостаковичем произведений Шопена была отмечена в Варшаве. Его наградили почетным дипломом. Награда могла бы быть и более высокой. Он явно превосходил лауреата третьей премии Р. Эткину, но жюри, отдав пальму первенства Оборину, полностью Исключить из числа лауреатов польских пианистов не решалось, да и само не скрывало своих намерений.

Шостакович писал матери: «Нисколько не огорчен, так как дело все же сделано. Программу я играл очень удачно и имел большой успех… Концерт я играл исключительно удачно и имел самый большой успех из восьми человек… Встретили меня бурной овацией, проводили еще бурней. Все поздравляли и говорили, что на первую премию есть два кандидата: Оборин и я. Кроме т,ого, о советских пианистах говорили и писали, что они идут лучше всех. И уж если кому и отдать все четыре премии: так это нам».

После конкурса Шостакович, кроме концертов в нескольких
городах, выступил в зале Варшавской консерватории, исполнив
Первую сонату. Эти выступления говорят о том, что Шостакович старался обратить внимание польской публики на свое творчество, не ограничиваясь завоеванным пианистическим авторитетом; тогда и запомнилось в Польше имя Шостаковича как многообещающего представителя не только советской исполнительской, но и композиторской школы.

Источник: https://vk.com/music_911?w=wall-99339872_48575

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

admin

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *