Сегодня Вторник, 23rd Апрель 2024
THECELLIST.RU

Sheet Music for Strings

Дэвид Штромберг. Взгляд со стороны.
Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Дэвид Штромберг. Взгляд со стороны.

Дэвид Штромберг. Взгляд со стороны.
0
(0)

В Москве недавно прошёл XVI Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Мы решили сделать по следам этого замечательного мероприятия интервью с немецким виолончелистом Дэвидом Штромбергом. Что, называется, взгляд со стороны, без прикрас и без сетований. А ещё спросили у Дэвида о его творческих планах и внешнем виде. Вот что у нас получилось.

— Дэвид, мне хотелось бы поговорить с Вами о прошедшем конкурсе Чайковского. Это самый известный российский конкурс в мире. Вы следили за ходом конкурса, возможно за кого-то болели?

— Мне было любопытно смотреть конкурс потому, что благодаря записям и концертам я знаком с творчеством некоторых виолончелистов, участвовавших в конкурсе. Очень увлекательно было наблюдать, какой вердикт вынесут члены жюри участникам, и совпадёт ли их выбор с моим мнением. Я послушал пьесу современного композитора в исполнении Златомира Фанга. Его исполнение было очень сильным и убедительным. Да и многие другие участники оказались весьма интересными музыкантами тоже.

— Конечно же, Вы смотрели виолончелистов. А другие инструменты Вы успели посмотреть?

— Ещё я послушал некоторых скрипачей.

— В этом году появились новые номинации: деревянные духовые и медные духовые. Как Вы относитесь к этим нововведениям? Ведь Чайковский не написал крупных произведений для духовых. Конкурсанты играли переложения концертов Чайковского для скрипки и других произведений.

— Конкурс Чайковского признан во всём мире. Мне кажется правильным то, что деревянные и медные духовые инструменты теперь могут в нём участвовать. Мы – сообщество музыкантов: мы все ищем красоту и выразительность музыки. Именно поэтому я считаю правильным то, что эти группы инструментов также включены в конкурс.

— Может, тогда стоит ввести и другие номинации – альт, контрабас, арфа, ударные? Охватив, таким образом, весь симфонический оркестр и дав шанс заявить о себе ещё большему числу музыкантов?

— Почему бы и нет. Мне кажется, что этот конкурс может быть открыт для всех инструментов. Однако не каждый раз должны участвовать все номинации сразу. Они могут чередоваться: один конкурсный год – одни номинации, другой – другие. Вот что я имею в виду.

— Что Вы думаете о программе конкурса, которая тоже была несколько изменена, в частности у скрипачей (введён концерт Моцарта)? Нужны ли такие изменения?

— Меня очень интересует исторически обоснованная исполнительская практика и игра на барочной виолончели. Я думаю, это замечательно, когда в программе Моцарт. Потому что его музыка уходит своими корнями в более ранние стилистические эпохи. А если интерпретации исполнителей так же несут дух ранних эпох, то музыка сразу оживает. Например: если мы изучаем Баха, то интерпретация музыки Моцарта сразу меняется, а если изучаем Моцарта, то это меняет интерпретацию музыки Чайковского.

— Раньше конкурс проходил только в Москве. Но вот уже в третий раз проходит в Санкт-Петербурге и Москве. Для зрителей это неудобно. Правильно ли, что теперь конкурс так растянут в географическом плане?

— Москвичи больше не могут слушать всех участников «живьём» на концертах. Зато теперь у жителей Санкт-Петербурга появилась возможность быть причастными к конкурсу. Конкурс растёт, занимая больше места, в том числе и географически. Таково наше время: современные технологии помогают преодолевать расстояния, во всяком случае, частично.

— Перед открытием конкурса Чайковского мы говорили с Вашим коллегой — виолончелистом Денисом Шаповаловым, победителем XI Конкурса Чайковского. Мы говорили не только о конкурсе, но и о других стилях, об имидже музыканта. Денис очень любит рок-музыку, он играет свои рок-композиции. Имидж у него тоже как у рокера – длинные волосы и т.д. У Вас тоже длинные волосы. Это связано с рок-музыкой или чем-то другим?

— Мои волосы – это выражение меня самого. Вероятно, так же и у Дениса Шаповалова. Он великолепный музыкант и исследователь. Я тоже заинтересован в изучении новых территорий, расширении границ и создании новых вещей, но иначе, чем Денис. Я играю виолончельные концерты в камерном ключе.

— Дэвид, Вы делаете интересные переложения известных классических произведений.

— Да, я редактировал «Вариации на тему рококо» Чайковского и Концерт для виолончели Шумана. Партия виолончели не изменилась, оркестровая часть сконденсирована в духовой квинтет (флейта, гобой, кларнет, валторна, фагот)

— Что заставляет Вас этим заниматься?

— Я задал себе вопрос: смогу ли я найти свежий подход к этим музыкальным произведениям? Смогут ли мои аранжировки сделать эти произведения ещё более привлекательными для прослушивания и более ярко высветить заложенные в них идеи?

— Как Вы создаете эти переложения? Пользуетесь ли какими-то компьютерными программами?

— У меня возникают идеи по аранжировке в процессе, я слышу, какое должно быть звучание. Затем я использую программу для редактирования нот. Также очень важно репетировать с живыми музыкантами то, что написал. Тогда сразу становится слышно, что надо улучшить.

— Какие ещё есть интересные переложения в Вашем репертуаре?

— Я играю виолончельный концерт Элгара и концерт для виолончели Сен-Санса в переложении для солирующей виолончели, кларнета, контрабаса и аккордеона. Эти аранжировки сделал для меня друг. Я просил его сделать переложения именно для такого состава инструментов. Аккордеон придаёт звучность аранжировке и имеет свой особенный колорит, который хорошо сочетается с другими тембрами инструментов в данных произведениях.

— У Вас скоро выйдет диск с произведениями Эммануэля Моора. Это не очень известный композитор. Но то, что я слышала, весьма впечатлило.

— Эммануэль Моор родился в Венгрии в 1863 году и вырос там. Он жил в Великобритании в течение двенадцати лет, а затем переехал в Швейцарию, где и умер в 1931 году. Его музыка очень выразительна, с необычайно оригинальными гармониями и пышными мелодиями. Музыка Моора очень мощная, она глубоко проникает в душу слушателей.

«Моор был, по моему мнению, настоящим гением, одним из действительно важных композиторов этого века», — сказал Пабло Казальс!

— Какие произведения будут в альбоме?

— Основная работа нашего релиза — Концерт для двух виолончелей с оркестром, op. 69. Прекрасная работа, уникальная в репертуаре виолончелистов! Кроме того, мы записали квартет для 4-х виолончелей, а ещё я играю сонату для виолончели и фортепиано.

— Как Вы находите таких композиторов? Вам нравится открывать новых композиторов? Как это происходит – нахождение интересной музыки?

— Я искал в библиотеках произведения для двух виолончелей. Я был очень удивлен и взволнован, когда нашёл концерт для двух виолончелей с оркестром. Пабло Казальс был другом и покровителем Моора. Именно поэтому Моор написал много произведений для виолончели.

— Что привлекает Вас в новом композиторе?

— Открывать новый музыкальный язык всегда увлекательно. Музыка Эммануэля Моора как будто обращается ко мне лично, она волнует меня. И мне хочется делиться полученным энтузиазмом с публикой.

— Собираетесь ли Вы когда-нибудь сделать переложения того же Моора?

— Мне нравится переосмысливать известные шедевры и предлагать слушателям новые впечатления от своего прочтения этих произведений. Но оригинальные композиции Моора до сих пор неизвестны. И поэтому пока я хотел бы играть его музыку в оригинале!

Я спрашиваю себя: как так может быть, что композитор, которого при жизни исполняли такие известные музыканты, как Пабло Казальс, Альфред Корто, Жак Тибо, Эжен Изаи, Фриц Крейслер, Виллем Менгельберг, Артур Никиш и Мечислав Хоршовский, сегодня неизвестен? Это действительно загадка. Одна и та же вещь может быть очень привлекательной для многих в одно время, а в другое уже не найти признания. Мы чувствуем, что нашли сокровище в виде произведений Эммануэля Моора.

— Звучит интригующе! С нетерпением ждём релиза. И спасибо за интервью!

Юлия Калашникова

Источник: https://www.rockcor.ru/interviews/1608-djevid-shtromberg-vzgljad-so-storony.html

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

admin

Связанные записи

Добавить комментарий