29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей в Париже состоялась премьера балета Игоря Стравинского “Весна священная”. Представление привело зрителей в шок. Публика, не разобравшись ни в хореографии В. Нижинского, ни в музыке, свистела, смеялась и шумела. Премьера вылилась в скандал. Однако музыка балета вскоре была оценена по достоинству. Уже через год в концерте под управлением Пьера Монтё “Весну священную” ожидал триумф, который с тех пор постоянно сопровождает эту выдающуюся партитуру — кульминацию “русского” периода Стравинского.
“Весна священная” воскрешает языческую Русь, ее природу, игрища предков, охваченных инстинктом продолжения рода, подчиненных обрядовому календарному кругу, приносящих жертву ради жизни, ради весеннего обновления земли. Балет воспроизводит некий ритуал, сюжет в традиционном понимании в нем отсутствует. Своими корнями балет уходит в традиции русской музыки, воспевающей язычество, прежде всего к “Руслану и Людмиле” Глинки и “Снегурочке” Римского-Корсакова. Однако центр тяжести ее замысла существенно иной. Это не торжество света и добра, не гимническое славление Ярилы и его живительных сил. Композитор насыщает свое действо энергией и драматизмом, которые придают “картинам языческой Руси” многозначный смысл, рождают аллюзии с современностью.
Сюжет как таковой в балете отсутствует. Содержание “Весны священной” композитор излагает так: “Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного”.
Рассвет. Племя собирается на праздник Священной весны. Начинается веселье, пляски. Игры возбуждают всех. Действо умыкания жен сменяется хороводами. Далее начинаются молодеческие мужские игры, демонстрирующие силу и удаль. Появляются старцы во главе со Старейшим-мудрейшим. Обряд поклонения земле с ритуальным поцелуем земли Старейшим-мудрейшим завершает яростное “Вытаптывание земли”.
Глухой ночью девушки избирают великую жертву. Одна из них, Избранная, представ перед богом, сделается заступницей племени. Старцы начинают священный обряд.
Музыка “Весны священной” опирается на интонации народных мелодий: веснянок, колядок, свадебных песен. Первостепенную роль в “Весне” приобретает ритм – рисует ли Стравинский пробуждение земли, или плетет хороводы, или придает ритму заклинательную функцию.
Источник: https://vk.com/music_of_history?w=wall-44753020_242630